Правила проведения экспертиз

Если в купленном потребителем товаре обнаружился недостаток по истечении гарантийного срока или гарантийный срок на этот товар не был по каким-либо причинам установлен, покупатель (потребитель) имеет право предъявить претензию продавцу (магазину) по качеству товара в течении 2х лет со дня покупки.
Статья 19. Закона РФ «О защите прав потребителей» Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Статья 18. Закона РФ «О защите прав потребителей» Последствия продажи товара ненадлежащего качества
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В таком случаи покупателю (потребителю) прежде всего, необходимо обратиться к продавцу с претензией по качеству проданного товара. Возможно, продавец удовлетворит требование покупателя (потребителя) в добровольном порядке или предложит свой вариант решения проблемы. Но согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» продавец имеет право потребовать у потребителя доказательства наличия производственного брака, в случаи истечении гарантийного срока. В этом случаи бремя доказывания наличия и причины возникновения недостатка ляжет на потребителе. Обычно, под доказательством принята, понимать заключение экспертизы. Если экспертиза выявит, что недостаток имеет производственный, а не эксплуатационный характер, то тогда потребитель имеет право предъявить продавцу свое законное требование. Кроме того помимо удовлетворения требования потребителя, продавец будет обязан возместить потребителю стоимость экспертизы. Статья 18. Закона РФ «О защите прав потребителей» Последствия продажи товара ненадлежащего качества.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Запомните, сроки удовлетворения отдельных требований различны. Поэтому избегайте альтернативных требований и четко определяйтесь с выбором требования. Статья 22. Закона РФ «О защите прав потребителей». Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя.
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Статья 21. Закона РФ «О защите прав потребителей» Замена товара ненадлежащего качества
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.
Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель, либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.

Статья 20. Закона РФ «О защите прав потребителей» Устранение недостатков товара
Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
В случае если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

Если требование потребителя не будут удовлетворены в положенные сроки, то потребитель имеет право потребовать неустойку в один процент от стоимости товара. Статья 23. Закона РФ «О защите прав потребителей» Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя
1. За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Также следует понимать, что продавец (магазин), в случае несогласия с результатами, проведенной потребителем экспертизы может оспорить ее в судебном порядке.
Но гораздо чаще случается так ,что гарантийный срок на товар не истек. Конечно, в такой ситуации тоже возникает вопрос, кто виноват в появившихся недостатках товара: производитель или потребитель. Но в этом случаи, если продавец настаивает на проведении экспертизы качества товара, экспертиза проводиться за счет продавца.
Экспертиза качества товара — это специальное исследование товара (изделия), проводимое на основании объективных фактов с целью определения причин образования дефектов (браков) и (или) для выявления процента снижения качества товара. Срок проведения экспертизы обычно вирируется от 10 до 20 дней и зависит от заявленных потребителем требований (возврат или обмен товара).
Экспертизу могут проводить только квалифицированные специалисты (эксперты); по окончании товарной экспертизы составляется заключение, в котором указывается наличие (или отсутствие) производственных недостатков в данном товаре, и по чьей вине возникли эти недостатки — изготовителя товара или самого потребителя.
Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара. И конечно этим правом, обязательно, нужно воспользоваться, указав в претензии ваше желание участвовать в проверке качества товара. Это необходимо сделать по следующим важным причинам. Некоторые недобросовестные продавцы вообще не отправляют товар (изделие) ни на какую экспертизу. Оставляют товар потребителя у себя под прилавком пару месяцев, а после потребителю заявляют, что «недостатки возникли по его вине» и что компенсировать ущерб потребителю никто не будет».
Также не редко встречаются случаи, когда продавцы заранее сговариваются с так называемыми «независимыми» экспертами, которые по завершении проверки качества товара составляют заключение в пользу продавца (магазина). В результате чего потребителю вручают заключение, в котором указано, что недостатки в товаре возникли по его вине (например, покупатель (потребитель) неправильно носил туфли и по этой причине на 3 день эксплуатации у туфлей отклеилась подошва). В этом случае по закону потребитель должен будет возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара (изделия). Чтобы избежать подобную ситуацию, необходимо добиться от продавца согласия на проведение экспертизы в присутствии потребителя, или в присутствии представителя покупателя — эсперта-специалиста, который сможет удостовериться в правильности и обоснованности заключения.
Впрочем, если такой возможности по каким-то причинам у Вас не было, а экспертиза продавца установила, что недостаток в товаре возник по вине потребителя, то покупатель (потребитель) вправе провести собственную независимую повторную экспертизу, уже в не зависимости, от продавца выбрав экспертное учреждение. Правда, такую экспертизу потребителю необходимо будет оплатить уже за свой счет. Но если его результаты такой экспертизы будут противоположными результатам заключения экспертов продавца, то в таком случаи потребитель можете подавать иск в суд, который по результатам собственной экспертизы будет решать кто прав, а кто виноват. Очень часто, как правило, суды почти всегда принимают сторону покупателя и не очень жалуют продавцов. Если эксперты продавца дали неверное заключение и иск будет удовлетворен в пользу покупателя (потребителя), то затраты потребителя на собственную экспертизу компенсирует ответчик — то есть продавец. По этой причине не бойтесь идти по этому пути!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *